Почему необходимо «снимать» музыку на слух

Современные технологии здорово упростили жизнь гитариста!

Если бы не многоваттные усилители, играть бы нам всем на странных гитарах с резонаторами (и то не факт, что нас было бы слышно). Если бы не приложения-метрономы у каждого в телефоне, пришлось бы держать дома эту надоедливую щелкающую пирамиду. А когда ты последний раз настраивал гитару без помощи тюнера? Ну а Garage Band и прочие эмуляторы педалей сэкономили тебе не одну тысячу – теперь ты можешь перепробовать все эффекты мира, прежде чем найдешь то, что тебе по душе.

Но эти же самые технологии лишили нас одного из важнейших моментов обучения игре на гитаре — необходимости «снимать» мелодии на слух. Действительно, зачем тратить на это время, когда в сети столько табулатур?.. Но ты даже не представляешь себе, как много ты  теряешь без «съёма». Почему это так важно, расскажем в этой статье.

 

Герои гитары говорят: «Снимай!»

 

Закк Уайлд: снимай!

 

Если у тебя есть любимый гитарист, ты наверняка читал о его первых шагах в карьере. Готов поспорить, о начале своего обучения он говорил что-то вроде: «Я так любил тот альбом, я просто крутил его все время и выучил все песни!». И именно так он и заложил фундамент своего будущего мастерства. А ты думал, это было просто тяжелое детство без iPad?

Уэса Монтгомери, между прочим, пригласили в известный оркестр как раз за его умение «нота в ноту» «снимать» джазовые соло. Он учился играть уже будучи взрослым семейным человеком, но те несколько часов после работы он полностью посвящал игре «на слух». 

Джимми Пейдж, Эрик Клэптон, Закк Уайлд, Джейк Багг, Томми Эмануэль – мировые звезды всех эпох без исключения многое (если не всё) учили «на слух». Видишь: какими бы разными ни были их стили, предпочтения и возраст, одно их всех объединяет. А это что-то да значит. Но в чем же магия этого допотопного способа учить песни? 

 

Чем это лучше табулатур

 

Почему необходимо снимать на слух: чем это лучше табулатур

 

Когда я учился в колледже, за произнесение слов «Guitar Pro» могли выгнать с занятия. Лично я не имею ничего против этой программы, но могу с уверенностью сказать одно: если это не твой первый месяц с гитарой, табулатуры – зло. И вот почему.

Ты становишься дальше от музыки. Кто-то послушал ее, записал так, как ему показалось нужным – а ты прочитал эти цифры, поставил пальцы куда сказано и, не задумываясь, по-своему сыграл. Это слишком длинная цепочка, чтобы ты мог что-то из нее почерпнуть. Когда же ты сам слышишь крутой звук и пытаешься один-в-один его воспроизвести – тогда ты, кроме нужных нот, получаешь и частичку этой самой крутости. Я говорю о едва заметных акцентах, «оттяжках», динамике фразы, особенностях звукоизвлечения и т.п. Так ты научишься передавать музыкой настоящие чувства, а не работать, как ЭВМ по перфокарте. 

Пытаясь повторить услышанную партию, ты сам научишься находить наиболее удобные аппликатуры, станешь более бегло ориентироваться на грифе и играть более осмысленно. Нет ничего хуже, чем играть на гитаре по принципу «запомнил где зажать». Табулатуры быстро учатся, но и быстро забываются: в них никогда не бывает цельной картинки. А уж если ты «снял» песню сам, будь уверен — она надолго засядет и в голове, и в пальцах.

К тому же, «съём» мелодий на слух – это еще и бесплатные и совершенно безболезненные уроки сольфеджио. Да, первые ноты даются с трудом, но с каждой следующей ты будешь все быстрее их угадывать. А вскоре ты уже настолько прокачаешь свой слух, что больше не будешь на репетиции гадать, кто же опять налажал. А может и петь начнешь.

 

Главное — начать

 

Почему необходимо снимать на слух: главное начать

 

Те, кто никогда раньше не занимался подбором «на слух», скорее всего, столкнутся с такими неприятными препятствиями, как протест и неуверенность в своих силах. Я даже отсюда слышу этот рой мыслей: «У меня не очень-то хороший слух…», «И так мало времени для занятий, чтобы еще тратить его на это!», «Ох, он играет так много нот так быстро… Тут сам черт ногу сломит!» и в том же духе. Поверь мне, все это ерунда. Слух есть, раз уж ты играешь на гитаре; его просто нужно развивать. А насчет времени – попробуй «снимать» хоть по 5 минут в день, буквально по 1 фразе, по 3-4 ноты. Ты сам увидишь, как втянешься, а пользы это тебе принесет больше, чем ускоренное заучивание уже записанных партий.

Начни с самых простых и медленных вещей. Пусть это будет 2-3 аккордовый хит по радио или ирландская народная песенка. Не пытайся угадать сразу всю мелодию – «закольцуй» фразу из пары нот, поймай первую, а за ней и вторую. Спешка здесь только мешает. Главное – будь честен сам с собой: если что-то звучит не очень похоже, значит это действительно не то. Вот и все.

В конце концов, все музыканты тоже люди – даже самые сложные соло, в основном, состоят из кусочков гамм, пентатоник и аккордовых нот. Если ты все их знаешь, перед тобой открыта дорога в огромный мир самой разнообразной музыки. Изучай его, и пусть твой слух будет тебе компасом. 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *