Джем — боль. Основы импровизации для начинающих

Часть 1.

 

Творчество и самовыражение в реальном времени, полная свобода действий — вот чем так привлекает импровизация. Джемить любят и опытные музыканты, переигравшие сотни виртуозных соло, и новички, только что освоившие пентатонику и пауэр-аккорды. 

Но вот беда: между тем, что мы слышим в голове, и тем, что извлекают наши пальцы, всегда есть какая-то дистанция. Иногда очень большая. Иногда настолько ощутимая, что ты просто полчаса гоняешь один и тот же простецкий рифф, не особо врубаясь, что там сейчас играет басист, и куда можно с этого места сдвинуться. 

Чтобы выбраться из такой неловкой ситуации, не обязательно обладать безумной техникой — нужно просто хорошенько разобраться во всех составляющих хорошей импровизации. В этой статье мы о них и расскажем: их не так много, но отсутствие каждого легко рушит всю конструкцию.

 

Теоретическая база

 

Jimi Hendrix Теоретическая база

 

Когда я только осваивал гитару, многие не желавшие учить теорию кричали наперебой: «Вот Джими Хендрикс (почему-то вспоминали именно его) даже не знал нот, а отжигал так, что крышу сносило!» 

Но давайте не будем лукавить: любой, обладающий хотя бы половиной его музыкального гения и точности слуха, без труда сыграл бы любое количество разных нот на каждый услышанный аккорд (даже не зная их названия), и все они были бы в тему. К сожалению, мы — обычные музыканты — такой роскоши лишены. Так же, как и лишены роскоши подолгу искать подходящую ноту прямо во время джема. Кстати, пока её найдешь, аккорд успеет несколько раз смениться.

Поэтому никакого обходного пути нет: все ноты, которые будут сочетаться с аккордом, видеть на грифе нужно сразу. В этом тебе помогут 5 позиций системы CAGED и запоминание аккордовых звуков в каждой их них. 

Когда освоишься с этим, почитай любой учебник по элементарной теории музыки. Из него ты узнаешь много полезного: например, какие ноты звучат устойчиво, а какие только подводят слушателя к другим. Или — какие оттенки настроения передаёт каждая гамма (лад). Ну и, наконец, почему эти гаммы выглядят именно так, а не иначе.

 

Знание гармонии и структуры песни

 

Знание гармонии и структуры песни

 

Иногда проблема с импровизацией возникает из-за не вполне правильного понимания самого термина. Нет, импровизация — это не когда все играют кто во что горазд. В джеме важна структура и чёткое следование ей. 

Поясню: если басист начал играть придуманный рисунок, пусть он играет его законченный квадрат — 8, 16, 32 и т.п. такта. Тогда музыканты запомнят его после первого прослушивания, и будут готовы к смене, когда квадрат подойдет к концу. Если вы джемите на гармонию (последовательность аккордов) известной песни, то всё гораздо проще: просто мысленно проверяй, какая её часть сейчас звучит, чтобы не сбиться. 

Гармония — это устойчивый холст, на который музыканты, как художники, наносят свои оригинальные мазки. Если ты промажешь мимо холста или — что ещё хуже — если его вообще нет, действо будет напоминать театр абсурда. Фри-джаз тоже никто не отменял, но разве мы его начинали играть?

 

Хороший слух

 

Хороший слух

 

Безусловно, раз уж ты играешь на гитаре, слух у тебя есть. Но при импровизации он становится единственным компасом на твоём пути самовыражения — поэтому его точность должна быть доведена до хорошего уровня. 

Допустим, ты уже выучил все гаммы и играешь их с закрытыми глазами. Но их механическое повторение под нужные аккорды не принесёт тебе большой радости: вроде бы, все звучит нормально, но пока ты не можешь ничего этим сказать. 

Тогда пришло время для следующего важного шага — понимания того, какой характер несёт каждая нота гаммы, звуча одновременно с аккордом. Запусти виртуальный аккомпанемент в программе-секвенсоре, пусть он поиграет тебе просто, скажем, G. Начинай играть гамму соль-мажор и подмечай: «Так, соль звучит, понятно, идеально. Ля… Довольно джазово, добавляет какой-то загадочный колорит. Си — вернулись в устойчивое состояние, но оттенок изменился…» и т.п. 

Это нужно для того, чтобы понять и запомнить окраску всех нот. Тогда ты будешь представлять, с какой ноты нужно начать мелодию и какой закончить, чтобы выразить задумчивость, решительность, злость и другие эмоции. Если в импровизации будут чувства — слушатель твой!

 


 

Ну что, вдохновился покорять просторы импровизационной музыки? Тогда самое интересное ждёт тебя впереди — более практические советы для джемов будут во второй части статьи. Следи за обновлениями!

 

One Reply to “Джем — боль. Основы импровизации для начинающих”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *