Джем — боль. Основы импровизации для начинающих

Часть 2.

 

Если ты освоился с первой частью основ импровизации, в этой статье мы расскажем тебе более практические вещи, которые ты сможешь применять уже сейчас. Итак — что же сделает твоё участие в джеме более осмысленным и убедительным?

 

Фразировка

 

Джем — боль. Основы импровизации для начинающих. Фразировка

 

Когда мы только начинаем играть, неуверенность в своих силах заставляет нас выдавать как можно больше нот подряд, не делая никаких пауз. Как неопытный велосипедист, вцепившийся в руль, мы хватаемся за увиденную на грифе гамму и принимаемся «пилить» в одной позиции — только бы никто не подумал, что нам совсем нечего сыграть.

Результат всегда получается обратный: такие пассажи грузят слушателя и не дают ему насладиться хоть какой-то мелодикой. Попробуй разбить своё соло на фразы — законченные конструкции из небольшого числа нот. Начни с 2-3 размеренных нот, запусти качающее вибрато на последней или сделай медленную «подтяжку» — для начала крутого соло нет ничего лучше.

Используй пока 2 вида фраз: короткие на один такт и длинные на два такта. И вовсе не обязательно начинать их на первый счёт и завершать на четвертый — экспериментируй, заинтригуй слушателя. Для продуманной композиции есть 3 способа их сочетания: суммирование (короткая фраза — короткая — длинная), дробление (длинная — короткая — короткая) и отражение (короткая — длинная — короткая). 

В каждом из 4 тактов квадрата попробуй солировать такими структурами, и ты удивишься, как возрастёт осмысленность твоей игры. Со временем ты привыкнешь к такому синтаксису, и окажешься в выигрыше: на слух это воспринимается куда лучше, чем безостановочные скоростные «вертушки».

 

Притормози

 

Джем — боль. Основы импровизации для начинающих. Притормози

 

Не стоит сразу срываться с цепи, как только пришла твоя очередь играть соло. Чем меньше нот ты извлекаешь поначалу, тем большее значение приобретает каждая из них. Ты выглядишь куда увереннее, когда начинаешь свою партию с одной протяжной ноты, взятой не на счёт «1» первого же отведенного тебе такта.

В каждом по-настоящему цепляющем соло всегда есть развитие — о нём мы поговорим ниже — то есть определенное нарастание, «разгон». Но куда же ты сможешь разогнаться, если ты с первых тактов задал себе такую высокую планку? Не спеши, послушай, что играют остальные, улови общее настроение — и спокойно потихоньку вступай.

Это касается не только начала импровизации: не забывай, что пауза — это такое же полноправное выразительное средство, как и нота. Не стоит волноваться, что пауза между фразами получилась слишком большой. Такие моменты добавляют «воздуха» в твоё соло, и его становится интереснее слушать. 

В конце концов, если ты просто «потерялся» в гармонии или перепутал части песни — тебе точно так же никто не запрещает остановиться ненадолго и определить, где ты сейчас находишься, и что здесь лучше сыграть.

 

Динамика

 

Джем — боль. Основы импровизации для начинающих. Динамика

 

Под динамикой в музыке понимают всё, что связано с оттенками громкости звучания. Мы в этой статье понимаем под ней разницу в громкости между самым тихим и самым громким звуками твоего соло. Так вот, чем больше динамика, тем шире палитра чувств, которые ты сможешь передать игрой на гитаре.

Разумеется, это касается не всех стилей. Весь тяжеляк, пост-панк и много другое, что создаёт «стену звука» не даст ни малейшей возможности поиграть с динамикой. Но если в аккомпанементе есть для неё простор, а у тебя есть бустер или педаль громкости — всё это обязательно нужно использовать. Переключение между датчиками и ручки громкости на самой гитаре в роке и смежных жанрах тоже сделают своё дело.

Все акустические стили, блюз, джаз, регги, фолк и прочая более спокойная музыка прямо создана для того, чтобы динамика стала ещё одним важным художественным средством. Старайся иногда имитировать на инструменте человеческий голос — подумай, а как это спел бы вокалист? Где потише, где погромче, где он поставил бы ударение? Самые напевные мелодии всегда самые запоминающиеся и близкие людям.

 

Развитие

 

Джем — боль. Основы импровизации для начинающих. Развитие

 

Больший отклик у слушателей вызывают соло, обладающие внутренним развитием. Развитие касается всего: удлинения фраз, появление большего числа коротких нот, нарастания динамики. Говоря проще, если вначале лучше играть по паре нот за такт, к концу импровизации уже можно «валить», «пилить», «вертеть» и угорать всеми возможными способами.

Вот почему важно приберегать самые крутые приемы и фишки к завершению соло. Сыграй их раньше, и их повтор уже не вызовет такого же интереса. А если ты вдруг понял, что уже играешь почти на пределе возможностей, а ещё не конец твоего квадрата, схитри: последние такты заполни сплошной «вертушкой» или просто держи тремоло на одной ноте. Это совсем не сложно, но всё равно впечатляет слушателей.

Ну и напоследок ещё один совет: не обязательно пытаться «переиграть» других участников джема. Если после тебя должен вступать кто-то ещё, он будет тебе благодарен, когда ты дашь ему небольшую фору и не станешь так сильно разгоняться к концу своего соло. Уважение и поддержка всегда ценятся, а заносчивость вряд ли сыграет на руку.

 


 

Когда все основы импровизации уложатся в голове, ты станешь желанным гостем любого джема. Впрочем, не стоит лезть в совсем уж незнакомые стили: людям, «варившимся» в них всю жизнь, многое в твоей игре покажется «не таким».

И не забывай дома «джемить» под записи любимых исполнителей — это одно из самых весёлых упражнений!

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *