Как спорить о музыке, если не очень-то в ней разбираешься

Потанцуем об архитектуре и постараемся не попасть впросак.

 

Знаете, что самое главное в музыке? Нет, не эмоции. И не кач. И не душа. Самое главное в музыке – как и в любой другой области – это иметь своё мнение по любому вопросу. И, конечно же, не забывать его высказывать.

Но если вы, как и все нормальные люди, знаете только несколько песен любимых исполнителей, а в компании разворачивается оживлённая музыкальная дискуссия – что тогда? Признать свою некомпетентность и остаться в стороне? Ни в коем случае!

Специально для такой ситуации я собрал пять универсальных суждений, которые моментально придадут вам статус настоящего знатока. Чтобы использовать их в споре, не обязательно знать группу, о которой идёт речь. Чаще всего даже не нужно иметь представление о стиле, в котором она играет.

Если вы вдруг пропустили часть дискуссии – не страшно. Смело вступайте в неё в любой момент с одним из этих беспроигрышных аргументов.

 

X всё равно не стали русскими Y

 

Как спорить о музыке

 

Когда спор заходит о русских музыкантах – считайте, вы уже выиграли. Поставьте вместо X название обсуждаемой группы, а вместо Y – американскую или британскую, близкую ей по стилю. Детский мат.

Скорее всего, вас даже не спросят, с чего вы вообще их сюда приплели и по каким критериям сравнивали. А если начнут докапываться, просто смотрите на них сверху вниз и повторяйте: «Но ведь не стали же». Потому что все в глубине души уверены, что всё русское – это одна сплошная посредственность и калька.

Кстати, если у объекта обсуждения в названии или тексте какой-то песни встретилось слово «блюз» – это было его роковой ошибкой. Теперь вы вправе вообще разнести его в пух и прах. Скажите что-нибудь про Мадди Уотерса и слабую долю – в отдельных случаях можно даже про «свиное рыло» и «калашный ряд». Пренебрежение – главный признак профессионала. Даже если блюз был для музыканта просто источником вдохновения, а не образцом для подражания. И неважно, что стиль этот не закончился в дельте Миссисипи. Для нас закончился. Слово уже сказано.

 

 

Известно, что вся современная музыка берёт свои корни в США и Великобритании. Поэтому будьте осторожны: не назовите случайно группу из какой-либо другой страны. Исключением может быть только Австралия. А у остальных – тоже калька.

 

После 70-x рока не было

 

Как спорить о музыке

 

Большинство известных музыкальных стилей появилось очень давно. Почти все они уже пережили этапы своего расцвета, кризиса и загнивания. Годы упадка каждого жанра – сакральная цифра, помогающая в любом споре. Если группа выпустила альбом или, хуже того, образовалась позже – это приговор.

Выделить такие годы непросто: для этого нужно очень хорошо разбираться в дискографии сотен групп. Да и то вывод будет, скорее всего, субъективным. Но нам точность ни к чему – воспользуйтесь этой простой схемой, чтобы не ошибиться:

 

Как спорить о музыке

 

Многие стили (фолк/блюграсс, рокабилли, рэгги, рокстеди и т.п.) разложились ещё раньше. А настоящий блюз был только тогда, когда его ещё не начали записывать. Что касается джаза, то он вообще вечно живой, поэтому про него лучше и не говорить.

Из всех этих наблюдений можно придти к выводу, что после 2010 года вообще ничего хорошего не записывалось. И знаете, именно так и есть! Если вам удастся свести беседу в русло «Раньше было лучше», это тоже можно считать победой. Здесь уже каждому найдётся, что сказать.

 

Слишком коммерческая музыка

 

Как спорить о музыке

 

На самом деле, если диски исполнителя есть в магазинах – они точно спродюсированы с расчётом на коммерческий успех. Иначе лейблы звукозаписи не смогли бы существовать. Вот почему этот аргумент так хорош: «коммерческая» можно сказать о любой известной музыке, а «слишком» – недоказуемо, ведь это просто точка зрения.

Но наша задача – провести чёткую параллель между определениями «коммерческий» и «бездушный». Подумайте только: музыка – это же призвание, а не бизнес! Настоящий творец должен думать исключительно об искусстве! Он также должен питаться святым духом, отречься от мира и не искать признания.

А запись, о которой вы говорите, сделана ради денег и в угоду толпе. Было такое противное выражение, которое тоже можно приберечь в качестве козыря. Как же там?.. А! «Чтоб пипл схавал». Какое уж тут искусство.

Кстати, многие называют «слишком коммерческим» просто откровенно слабый материал. Тот, который, кажется, написал искусственный интеллект – вроде все ходы и фишки стиля на месте, а не качает. Но так говорить неправильно. В этом случае нужно говорить: «Песни – отстой».

 

Здесь уже нет драйва первого альбома

 

Как спорить о музыке

 

Вообще, слово «драйв» удачно вписывается в любой музыкальный спор. Оно ещё более расплывчатое, чем «грув» или «кач» – поэтому с ним почти невозможно ошибиться. В хорошей музыке он есть, в плохой его нет – отталкивайтесь от этого.

С чем ещё почти невозможно ошибиться, так это с тем, что первый альбом любого исполнителя отличается от последующих. Это как пилотный эпизод сериала: и характеры героев раскрываются не совсем с той стороны, и общий ритм повествования какой-то не такой. В ранних записях всегда есть свой шарм: может, сырость звука и материала или милая «кривость» неопытного исполнения.

Так что если вы уверены, что обсуждаемая группа выпустила больше одной пластинки – спокойно используйте этот аргумент. Игнорируйте доводы о том, что музыканты развиваются и оттачивают своё мастерство. Всё равно это уже «не то». На первом диске была душа, а потом пошла сплошная коммерция. О! Идея на миллион: связать абстрактную душу музыки с вполне конкретными огрехами при её записи. Об этом можно говорить долго, хотя в треках действительно талантливых команд настоящих косяков вы не найдёте – примеры приводить не пытайтесь.

А если после первого альбома в группе менялся состав – у вас дополнительное преимущество. Даже если ушёл не один из основателей (в этом случае – безоговорочный нокаут). Группа это единый организм, который был покалечен удалением одного из своих органов. Уже достаточно, чтобы махнуть на неё рукой.

 

Их уничтожило MTV

 

Как спорить о музыке

 

Вот это на 100% безопасное утверждение. MTV уничтожило вообще всю музыку. Точка.

Вам не нужно знать, появлялся ли на канале предмет ваших споров. Если это одна из олдскульных групп, которых в итоге начали там крутить – именно это их и испортило. Если не начали, значит, их потопил тупой мейнстрим.

В любом случае, с MTV люди перестали воспринимать музыку как искусство. Ну, «слушать музыку глазами», «тачки и тёлки», «формат», вот это вот всё. Если речь идёт о молодых исполнителях, то они же выросли на этом безобразии! Что априори убило в них последние творческие жилки.

Даже в одноимённой песне группы «Смех» про MTV говорится не очень много: все и так понимают, что это главный враг. И он победил. Как и вы, если всем про него напомните.

 


 

А если серьёзно, то спорить о музыке – это один из самых простых способов сломать весь кайф от неё. Вот почему делать этого не стоит.

Тем не менее, все приведённые аргументы я не раз слышал в реальных разговорах. Обычно собеседники вставляют их в самые неожиданные моменты, по-моему, даже не особенно слушая, о чём речь.

Так что серию «вредных советов» для настоящего музыкального спорщика я ещё – надеюсь – продолжу.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *