Почему не получается записать придуманную партию в Guitar Pro: тайна раскрыта

Сколько раз такое бывало: ты придумываешь крутейшую партию, но при попытке записать ее в Guitar Pro испытываешь только боль и разочарование.

Все звучит неточно, а иногда и вовсе не так, как игралось. А пока пытаешься что-то переписать, классная мысль предательски улетучивается. 

Если бы за каждый такой случай гитаристу давали по доллару, на эти деньги он бы уже закончил Berklee и купил бы себе Gibson и стоваттный усилитель. Почему же так часто мы сами не можем совладать с собственной музыкой?

 

Музыка знает больше, чем ты думаешь

 

Музыка знает больше чем ты думаешь

 

Потому что для записи музыки надо быть с ритмикой полностью на «ты». Я не сомневаюсь, что ты в курсе, какие бывают длительности и размеры – но этого, к сожалению, мало. Для того чтобы без труда превращать услышанные звуки в нотный текст, нужно еще уметь определять разные ритмические рисунки на слух и не дать им себя провести. Чтобы ты мог сходу понимать, какую ритмику фразы ты придумал, попробуем разобраться с ней на известных примерах.

Хорошо, ты знаешь, что «целая» нота длится 4 счета,  а «четверть» – 1. Но эта необходимость считать может реально сбить с толку. Например, знатоки говорят, что песня на три четверти, но ты упорно считаешь от 1 до 4 и не видишь никакого подвоха. Действительно, можно считать и от 1 до 11 в песне любого размера, и подвоха тоже не будет. Так откуда и с какой скоростью считать?

Дело в том, что сама музыкальная ткань уже несет в себе свой базовый ритм. Он называется «бит» – это как биение её сердца. То, с каким темпом под песню хочется топать ногой – это как раз он. Включи любой трек и просто с кайфом послушай. Уже качаешь головой и притопываешь? Вот это и есть бит, от которого мы будем отталкиваться.

 

Послушаем чужое

 

Послушаем чужое

 

Любая музыка состоит из повторяющихся равных кусочков, которые уложатся в 3 или 4 твоих «топа». Если на каждый удар бита почему-то всегда приходится по 3 ноты – это либо быстрый размер три четверти, либо кто-то там все время играет триолями. Разницу ты почувствуешь по линии баса или ударных или просто по наитию; мы скоро разберем это. А если никак не можешь уловить бит, значит ты слушаешь слишком сложную музыку. Начни с совсем простых и прямолинейных вещей.

О, вот одна.

 

 

Пробуем топать: лучше всего получается на каждый удар барабанов (это бочка и малый).  Реже – немного не то, не «качает». Что ж, размер четыре четверти, каждые «1» и «3» отмечены бочкой, а «2» и «4» – малым барабаном. В большинстве песен, особенно старых и популярных, это так. Теперь послушай еще раз и попробуй определить ритмику первых двух фраз на гитаре. Чтобы это сделать, подмечай, приходится ли нота на удар ноги (тогда это «цифра») или на подъем ноги между ударами (тогда «и»). И не забывай считать.

Посмотри – так получилось? Первая нота на «1», вторая на «1 и», третья –  на «2 и». В следующей фразе вторая нота на «2», а остальное так же. На рисунке показано только, где начинают звучать ноты: если ты послушаешь это в программе, все будет слишком отрывисто. Но об этом мы поговорим в другой раз (как и о паузах).

 

Почему не получается записать придуманную партию в Guitar Pro – Unknown Legend

 

Теперь вещь посовременнее.

 

 

Я топаю здесь на каждый слог: «A-jes-ter-of-sorts-you-stand…» Значит, размер три четверти. Но обрати внимание на одну очень важную деталь – «1» здесь приходится не на «A», а на второй слог – «jes»! Вслушайся в партию гитары: «чёс» все время идет по кругу, и первый сильный удар попадает в «jes», «sorts», «hold» и т.д. Всегда определяй, где начало первого такта: почти половина песен (а может, и твоя) начинаются чуть заранее, из «затакта». 

С ритмикой тут все просто: первый удар по аккорду на «1», а начиная с «2» – непрерывный «чёс» и на удар ноги, и на подъем. Нога отбивает четверти, значит, это «восьмые».

 

Почему не получается записать придуманную партию в Guitar Pro The Jester

 

Напоследок попробуй сам определить ритмику партии гитары – вот хороший трек.  

 

 

Она чуть сложнее, чем примеры выше, но ты справишься! Об аккордах даже не думай, просто запиши длительности, а вместо нот – крестики. Так вышло?

 

Почему не получается записать придуманную партию в Guitar Pro Battleships

Вернемся к своему

 

Вернемся к своему

 

Есть одно простое упражнение, которое быстро уложит все ритмические рисунки в твоей голове. Каждый раз, слушая музыку – пусть даже идя по улице или сидя в метро – тихонько, но ритмично отстукивай ладонью по ноге её бит. Если песня знакомая, следи, какая нота попадает на сильную долю («цифру»), а какая на слабую («и»). Тогда уже совсем скоро ты сможешь мысленно представлять такты и ритмику фраз внутри них. Если поначалу ты улавливаешь только половинку одной фразы из песни, это уже очень хорошо: дальше будет больше.


 

Итак, каков же план действий для записи в табулатуры собственной гитарной партии? Выпишем по порядку:

  1. Хорошенько запомни мелодию, «проиграй» её несколько раз по кругу в голове.
  2. Поймай бит, притопывая под неё.
  3. Определи, на какую долю она начинается и где находится первая сильная доля («1»).
  4. Далее поступай как мы делали в примерах выше: следи, на какую долю приходится какая нота, и записывай их в Guitar Pro.

Как только ты освоишь этот нехитрый план, жизнь покажется во много раз легче. И больше не теряй свежие идеи!

 

One Reply to “Почему не получается записать придуманную партию в Guitar Pro: тайна раскрыта”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *