5 cамообманов, который не дают тебе развиваться

Каждому известно, что без регулярных занятий музыкой никакого прогресса не будет.

В идеальном мире ты бы, безусловно, репетировал по 8 часов в день и быстро бы достиг самых амбициозных целей. А вот в немилосердной реальности что-то постоянно отвлекает от занятий или делает их менее продуктивными, чем хотелось бы.

Но если телевизор и Интернет ты ещё можешь выключить, а от похода с друзьями в паб, скрепя сердце, отказаться — то есть всё-таки одна вещь, которая здорово тормозит тебя в гитарном мастерстве и от которой не так-то просто отделаться. Это коварный самообман, о наиболее частых проявлениях которого мы сегодня и поговорим. Итак, как же ты сам водишь себя за нос, не давая себе расти как музыканту?

 

«Я знаю это»

 

Я знаю это

 

Когда можно смело считать, что знаешь что-то? Если дело касается практического материала (песни, риффа, соло и т.п.) — когда ты можешь сыграть это точно с первого раза, как только взял в руки гитару. Если блока теории — когда ты регулярно применяешь его на практике. Никаких других вариантов нет.

А когда при попытке показать недавно разобранную крутую вещь возникают препятствия типа «Ну вот сейчас, сейчас…», «Как там дальше?» или «Чёрт, вчера же играл!» — сомнений нет, что-то в ней ты не выучил на должном уровне. Недоученные песни не пополняют твой репертуар, а недоработанные фишки не обогащают музыкальный «словарный запас». Только та вещь, которая полностью сидит в пальцах и в голове, может быть «присвоена» себе для дальнейшего роста. А для этого мало только пробежаться по табам и прикинуть, где что зажимать — для этого её нужно много раз и без ошибок повторить.

Не будь сбит с толку простотой какого-нибудь вступления или проигрыша: мысль «Да ладно, это просто, это я сыграю!» очень опасна. Даже простые части песни надо уметь играть, и надо уметь играть хорошо — только через них ты поймешь всё многообразие выразительных средств автора и взаимосвязь между разными элементами композиции. Да и потом, неудобно как-то: рифф из бриджа после 2-го куплета ты шпаришь на раз, а в трёх нотах вступления путаешься.

 

«Я играю ровно»

 

Я играю ровно

 

Многие знакомые мне начинающие музыканты, едва достигнув более или менее уверенного чувства ритма, начинают заниматься без метронома. Даже с готовым объяснением на этот счёт: по их мнению, так они развивают свой внутренний метроном и ощущение темпа. Тут их и ждёт очередная ловушка.

Чувство ритма и ровная игра — это, не будем скрывать, слабое место вообще всех гитаристов. Чем реже ты занимаешься под метроном, тем сильнее начинает «плавать» твой темп, и тем меньше ты это замечаешь! Этого двойного удара просто необходимо избежать, и сделать это можно только работой с пресловутым «кликом».

Что касается меня, я не выключаю метроном даже, когда делаю перерывы в занятии — чтобы, например, налить себе чай или помыть лапы собаке. Сделай этот прибор своим постоянным спутником, и ты никогда не попадешь впросак. Не забывай, что чем выше уровень музыкантов, с которыми ты играешь, тем больше микро-неточностей в твоей ритмике им будут слышны. 

 

«Я просто показываю»

 

Я просто показываю

 

Очень полезный момент, который стоит взять за правило: если мы что-то играем, мы играем это с правильной ритмикой и в одном темпе. Неважно, что это — гамма, секвенция, «вертушка» или последовательность аккордов. 

«Показывая» любую вещь, просто быстро ставя пальцы в «нужные» места, ты, прежде всего, не даёшь об этой вещи полного представления. Длительность нот — такая же их неотъемлемая характеристика, как и высота. Мелодия из потока звуков одинаковой длины не сложится (ну, только если по задумке автора их длина и не была одинаковой). 

К тому же, если ритмическая часть забывается иногда ради ускорения демонстрации материала — то она постепенно и вообще стирается из головы, не давая потом вспомнить песни, которые играл сравнительно недавно. Как ты уже понял, ритм — это такая сфера музыки, где точность никогда не бывает лишней.

 

«Я наберу форму за пару месяцев»

 

Я наберу форму за пару месяцев

 

Если ты только начинаешь осваивать гитару или если сделал большой перерыв в игре — на любом этапе ускоренный прогресс, к сожалению, невозможен. Исполнение музыки — навык очень практический, и приобрести его без усердных ежедневных занятий не удастся. Да и восстановить его — это не вспомнить матан, перечитав за неделю старые конспекты.

Не поиграв год или два, ты незаметно откатишься к уровню почти начинающего музыканта. А с ростом мастерства растёт и слух внутреннего критика. Ты усиленно тренируешься, но получается парадокс: вроде бы, ты должен играть лучше, а тебе постоянно кажется, что играешь ты хуже и хуже. Это, разумеется, добавляет к занятиям только разочарование.

Здесь важно запомнить две вещи. Первое: не нужно ждать «результата». Желаемый уровень будет достигаться очень медленно, поэтому усердно следить за прогрессом вредно. Вместо этого лучше получать удовольствие от процесса: в конце концов, ты же начал играть на гитаре, потому что тебе это нравится? Вот и играй побольше того, что нравится. Неважно, если это совсем простые вещи — когда исполняешь их с чувством, кайфа они приносят не меньше. 

Второе: пропуск даже одного дня занятий ставит под угрозу все былые труды. Если уж жизненные обстоятельства сложились так, что для практики у тебя есть только 20 минут перед сном — лучше использовать только их, чем совсем не брать в руки инструмент.

 

«Мне нужна мотивация, чтобы заниматься»

 

Мне нужна мотивация чтобы заниматься

 

В заключение отметим самый зловредный самообман. Многие говорят, что для ежедневных занятий им необходима какая-то призрачная «мотивация». Чаще всего это наличие коллектива для игры, хотя мастера прокрастинации смогли бы придумать ещё много вариантов.

Неприятная правда же заключается в том, что если тебе так нужен какой-то внешний стимул для регулярных тренировок, то, скорее всего, гитара — это всё-таки «не твоё». Может быть, в игре в группе тебе просто нравится элемент тусовки в творческих кругах или ностальгия по «старым добрым» годам.


 

Надеюсь, на этом моменте читатель облегченно выдохнул: ведь мы-то знаем, что ничего не может быть круче, чем просто грянуть по струнам какой-нибудь открытый аккорд, даже если тебя не ждёт плотный концертный график. А остальное придёт! 

Современная музыка — бескрайний океан, и чтобы не потеряться, исследуй ту его часть, которая действительно вызывает отклик в твоём сердце. Тогда никаких проблем ни с техникой, ни с самореализацией не возникнет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *