6 незаменимых вещей, которым нас учит музыка Миссисипи

Нет, нет, нет! Он что, опять собирается рассказывать нам о блюзе?.. Хватит: пентатоника уже в печенках сидит, Клэптонов и Хендриксов все еще в школе переслушали. И вообще, чего вы все уцепились за этот древний и замшелый стиль?

 

Знаю, знаю: вы уже представили сорокапятилетнего толстячка, застрявшего в своей молодости и мучающего жену и детей заунывными звуками электрогитары по выходным. А что, если я вам скажу, что этот сумасшедший трек от угарной молодой группы из Орегона  — тоже блюз?

 

 

Этот бессмертный жанр продолжает вдохновлять музыкантов со всего мира – спросите Kurt Vile или Jake Bugg – и неспроста! Дело в том, что он несет в себе бесценные знания, не усвоив которые, никто не сможет играть по-настоящему крутую музыку.

Вот 6 уроков старого доброго блюза.

 

Тебе не нужно много струн, чтобы жечь

 

Блюз: Не нужно много струн чтоб жечь

 

Сколько струн на твоей гитаре? Семь? Восемь? Четыре? На самом деле, для полной свободы самовыражения тебе достаточно всего одной! Не веришь? Посмотри видео, где ямаец Brushy One-String играет небольшой концерт.

 

 

А помнишь начало фильма «Приготовьтесь, будет громко»? Хорошо, он использует слайд, но и тебе никто не запрещает.

 

 

Знаешь, как сыграть гамму или пентатонику на одной струне? Попробуй импровизировать только на ней одной. Поиграй под свои любимые записи. Задайся целью не заскучать в течение хотя бы пяти минут – ты не поверишь, насколько они растянутся! Тебе волей-неволей придется придумывать необычные ритмические рисунки и простые последовательности нот, которые при этом будет хотеться повторять снова и снова.

Так ты научишься придумывать цепляющие риффы и напевы — это поистине бесценное умение. В лос-анджелесском Musician Institute есть даже такой предмет — импровизация на одной струне. А эти ребята знают свое дело.

 

Врубай свою драм-машину из Миссисипи

 

Блюз: Врубай свою драм-машину из Миссисипи

 

Я каждый раз посмеиваюсь, вспоминая концерт Seasick Steve, на котором тот объявил, что играет под драм-машину. Драм-машину из Миссисипи собственного производства. Да-да, это был просто деревянный ящик, по которому он громко топал ногой! Некоторые музыканты используют вместо него бас-бочку — например, Reignwolf — но сути это не меняет.

Если ты еще не топаешь при игре на гитаре, немедленно начинай! Превосходное ощущение ритма – вот то, что заставит любую композицию звучать цельно, что прикует к ней внимание слушателя и то, чего не хватает большинству музыкантов-любителей (а то и профессионалов). Занятия под метроном — это обязательная часть ежедневной практики, но они приносят мало пользы, если при игре ты сам не входишь в ритм, а просто пытаешься «попасть» в него нотами. Топай, покачивайся в такт, сохраняй пульсацию в правой руке – и ты сам не заметишь, как тебе уже не нужно будет думать, где в переменном штрихе какой удар.

Если хочешь звучать по-настоящему драйвово — попробуй топать на «2» и «4». В конце концов ты просто перестанешь замечать метроном, но выпадать при этом из темпа не будешь.

 

Полагайся на слух

 

Блюз: Полагайся на слух

 

Знаешь, что придает блюзу то самое характерное звучание? Наверняка ты в курсе. Это особые блюзовые ноты — неуловимые и прячущиеся где-то между обычными нотами гаммы (например, повышенная четвертая ступень или пониженная седьмая). У них нет какой-то определенной высоты. Как же их находят? Только используя свой слух.

Вообще, полагаться на свой слух стоит почти в любой ситуации, когда ты не уверен, правильно ты играешь какую-то вещь или нет. С каким ритмом сделать вибрато или до куда тянуть «микробенд» — все это зависит от того, какое настроение ты хочешь этим передать. Хочешь сыграть более напряженно или более расслабленно, зло или лирично — исходи из этих критериев и не переставай слушать и доверять слуху.

 

Правильная последовательность нот — это еще не все

 

Блюз: Правильная последовательность нот - это еще не все

 

Так, я уверен, что это бывало с каждым — берешь ноты крутого соло известного гитариста, старательно учишь их, много раз повторяешь… Потом играешь друзьям или просто записываешь для себя – и что-то не то! Ты даже сам не можешь понять, что именно, ведь ноты правильные на все 100%. Но, как известно, дьявол в деталях. В блюзе это особенно заметно: в плане нот в нем нет никакой сложности и виртуозная техника вовсе не нужна. Но почему-то все равно игра звезд сцены бесконечно далека от игры обычного любителя.

Детали, выверенные до самой мельчайшей из них: громкость каждой ноты, мелизмы, вибрато, скорость бендов – все это создает неповторимый стиль каждого известного гитариста и делает его музыку такой замечательной. B. B. King говорил, что он тратил «чертовы часы» на отработку этого «чертового вибрато», но зато мы все знаем, к какому величию это его привело.

Если ты уже выучил ноты произведения – немного отойди от однообразного повторения и подумай, чего не хватает этой музыке для того, чтобы по-настоящему зазвучать. Слайды из соседних нот, перкуссионные удары по глушенным струнам, игра октавами, добавление басовой линии – тут целый мир! А если ты решил освоить какой-либо гитарный прием, будь готов потратить на него много времени, даже если он кажется тебе совсем незначительным.

 

Попробуй в акустике

 

Блюз: Попробуй в акустике

 

Если ты всю жизнь играешь на электрогитаре или начал свое обучение с нее, послушай дельный совет – поиграй на акустике. Согласен, это сложнее. Даже John 5 говорил: неважно, кто ты, акустическая гитара дастся тебе с большим трудом. Тем не менее, уметь хорошо играть на ней просто необходимо.

Только на акустической гитаре ты сможешь понять, как за цепочкой эффектов и усилителей скрывается твой собственный звук. Как именно звучит твоя атака медиатором, как пальцы прижимают струны к ладам. Так ты становишься несравнимо ближе к самой природе музыки. Попробуй передать её настроение без использования электронных приборов. Это получится не сразу, но это незаменимый навык, который при возврате к электрогитаре во много раз поднимет твое мастерство и эмоциональность.

Ну и потом ты больше не попадешь в неловкую ситуацию, когда знакомые узнают, что ты гитарист и просят «сыграть что-нибудь».

 

Пиши песни

 

Блюз: Пиши песни

 

Основной посыл блюза – «послушай, что я тебе расскажу». Слушателю рассказывают историю, которая вызывает отклик в его сердце, поэтому блюзы и пользуются такой популярностью. Песня – это законченная музыкальная форма, простая и понятная людям.

Умение писать песни – вот что современные гитаристы, к сожалению, начинают утрачивать.  Многие прикрываются тем, что они играют инструментальную музыку, или что для них важнее партии гитары, но от важности этого умения никуда не деться. В одном из интервью Dave Grohl отдельно отмечает, что музыкант, не умеющий писать песни, ничего из себя не представляет. Какими бы потрясными ни были его риффы и вертушки.

Научись сочинять песни, и тогда ты начнешь мыслить завершенными формами и придумывать цепляющиеся мелодии  (ведь «средняя» мелодия не прокатит). Ты можешь использовать их как угодно, но у тебя больше не будет завала придуманных кусков в Guitar Pro, которые вообще непонятно куда пристроить.

А если ты еще и текст к своей песне напишешь – цены тебе не будет! Такие люди сегодня редкость. Правда-правда.

 


 

 

Ты можешь на дух не переносить блюзы, но отрицать их огромное влияние на всю современную музыку нельзя. А уж не воспользоваться накопленным блюзменами опытом – и вовсе глупо.

 

One Reply to “6 незаменимых вещей, которым нас учит музыка Миссисипи”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *