4 упражнения, которые сильно повысят твое чувство ритма

Каждая группа и исполнитель «цепляет» чем-то своим: сумасшедшие запилы, берущие за душу тексты, потрясный тембр вокала, напор и агрессия, «сочные» гитары, социальный протест, да что угодно.

Но их объединяет одна вещь, без которой ни одному музыканту не удастся даже приблизиться к популярности — это прекрасное чувство ритма. Ты можешь послушать ранние записи любых известных команд. Даже если их техника на начальном уровне, бенды не всегда точные, а голос порой зажат, ты всегда отметишь важнейшую деталь — ритм-секция работает как часы.

Как только вспоминаешь это, сразу становится как-то обидно: вроде каждый день усердно занимаешься под метроном, а когда приходит время играть с группой или под «минус», музыка не звучит идеально ровно. Еще обиднее, если ты закончил музыкальную школу и тысячу раз исполнял даже самые сложные произведения. В этой статье мы покажем тебе 4 упражнения, которые быстро и заметно повысят твое ощущение ритма. Если ты еще не выполняешь какое-то из них — забирай себе в копилку.

Та-та-та

 

4 упражнения, которые сильно повысят твое чувство ритма: та-та-та

 

Начнем с самого странного. Уверен, оно покажется тебе дурацким и бессмысленным, но поверь — если ты будешь ежедневно уделять ему хотя бы 5-10 минут, твой внутренний ритм прокачается очень сильно. Хотя я бы не советовал выполнять его, когда кто-то слышит.

Значит, первое — включай метроном на невысокий темп (50-60 bpm) и начинай хлопать. Да-да, просто хлопай под его удары. Если ты не барабанщик, даже это незамысловатое действие вряд ли удастся сделать точно с первых раз. Вошел в темп? Теперь голосом отсчитывай восьмые: «Та-та, та-та». Следи, чтобы каждое нечетное «та» приходилось на удар (он же твой хлопок), а четное — ровно посередине между ними.

Через пару минут ты можешь отвлечься и «съехать» с ритма — ничего страшного, вернись обратно, но постарайся избегать таких случаев. Если восьмые получаются без труда — переходи на триоли, шестнадцатые, шестнадцатые триоли… Если хочешь повысить уровень сложности — комбинируй длительности, не сбиваясь при их смене. Кстати, так ты параллельно насочиняешь много хардкорных риффов. Ну, или электронных треков.

Сдвинь долю

 

4 упражнения, которые сильно повысят твое чувство ритма: сдвинь долю

 

Играть произведения под метроном, отсчитывающий «1-2-3-4», все уже привыкли. Настолько привыкли, что стало трудным заметить, не «плавают» ли при этом ноты (особенно попадающие на слабые доли). Поэтому у нас есть идея получше.

Возьми темп, в котором ты сейчас отрабатываешь партию, и уменьши его в 2 раза. Теперь представь, что метроном, как малый барабан, отбивает тебе «2» и «4». Скажу честно, на первых порах самым сложным будет просто попасть в «1». А когда ты начнешь играть всю вещь целиком, ты станешь замечать, что не все фразы ложатся на новый бит так уж ровно.

Так происходит во всеми. Зато когда ты свыкнешься с таким отсчетом и будешь все играть только под него, сможешь вздохнуть спокойно. Твое исполнение станет гораздо более расслабленным и ты перестанешь «загонять». Проверено: это особая африканская магия, и она работает.

 

Замедлись

 

4 упражнения, которые сильно повысят твое чувство ритма: замедлись

 

Наверняка у тебя есть несколько песен или риффов, которые ты уже знаешь, как свои пять пальцев. Это те самые, которые ты наигрываешь в музыкальных магазинах или при пробе комбика на базе. Какими бы заезженными они тебе ни казались, с ними тоже можно поработать.

Попробуй сыграть их в медленном темпе. Реально медленном — 45-55 bpm будет в самый раз. Ты сразу поймешь, что это куда сложнее, чем играть быстро. Тут себя не обманешь — уж ты-то точно знаешь, как именно все эти вещи должны звучать! Заодно у тебя будет много времени, чтобы проследить, все ли ноты между ударами бита находятся на своем месте, все ли они нужной длительности и т.д. Кстати, это еще и отличный повод поразмыслить над расстановкой еле заметных акцентов внутри фраз, которые в дальнейшем сформируют твой творческий почерк.

 

Посмотри со стороны

 

4 упражнения, которые сильно повысят твое чувство ритма: посмотри со стороны

 

Это нетрудное упражнение пригодится тебе, если ты уже хорошо выучил какую-то сложную партию, но не уверен в точности всех её нот. В нем нам помогут современные технологии. Тебе очень повезло — только представь, у музыкантов 70-х такой возможности не было.

Впрочем, думаю, ты и сам уже догадался, что нужно делать. Запусти любимую звукозаписывающую программу – Logic, Cubase, Audacity, Presonus – какую угодно, если ты установил её легально. Укажи в проекте нужный тебе темп и размер (в примере ниже размер четыре четверти, а темп 110 bpm). Затем запиши под «клик» программы свою партию и посмотри, совпадают ли «всплески» амплитуды (это сыгранные тобой ноты) с делениями «линейки» (это доли такта). Вот пример записи: 

 

 

Здесь хорошо видно, что в обоих тактах первые ноты сыграны здорово, а на вторую и третью басисту стоит обратить внимание: есть небольшое «опоздание».

 

Страшная тайна

 

4 упражнения, которые сильно повысят твое чувство ритма: страшная тайна

 

Теперь, когда ты знаешь новые эффективные упражнения и всерьез занялся улучшением чувства ритма, я должен открыть тебе одну страшную тайну… Готов?

Если ты играешь с идеальным ощущением ритма, тебе простят неправильные ноты. Да-да, ты не ослышался, ты даже можешь лажать. С абсолютно невинным лицом. Не то, чтобы я к этому призывал, но наличие внутреннего метронома дает тебе некоторый «иммунитет». Не стоит пренебрегать им. Ну и потом, как же ты еще раскачаешь толпу?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *